Лишнего не пишу. Только трипы и редкий abandoned.

суббота, 22 марта 2008 г.

Про черепицу

Старая глиняная черепица всегда мне нравилась, в отличие от уродливого шифера, который оккупировал большинство советских крыш, лишив их всякой индивидуальности и подвергая жителей этих домов повышенному риску различных онкологических заболеваний вследствие наличия в шифере канцерогенного вещества асбеста.

Помню, как в детстве впервые увидел в селе дом, крытый оранжевой глиняной черепицей. За долгие годы, что черепица пролежала на крыше, она успела потемнеть, местами обрасти мхом, и выглядело все это неповторимо. Позднее я начал замечать, что и в городе некоторые старые дома крыты такой черепицей, а после, во время своих частых степных путешествий, мне удалось повидать немало домов, все еще сохранивших это красивое и практичное убранство и не сдавшихся под натиском шиферной убогости.

Многие дома в степи превратились в развалины, и для того, чтобы хорошо рассмотреть черепицу, не надо взбираться на крышу, достаточно просто подойти поближе к дому. На многих черепицах имеется своеобразное клеймо с информацией о производителе и, несколько реже, местом производства. Возраст этой черепицы это предположительно большой, около столетия или даже более, так как после революции ее производство значительно сократилось, а после и вовсе было прекращено.

Осматривая как-то раз руины дома в степи, я решил взять один экземпляр валявшейся повсюду черепицы домой. В другой раз мое внимание привлекло клеймо на черепице, из содержания надписи которого явствовало, что черепица эта сделана в Германии, в городе Eisenach. Ее я тоже взял с собой, хотя таскать с собой кусок обожженной глины размером с небольшой дипломат не очень-то удобно. Было это, если мне не изменяет память, в мае прошлого года. Летом того же года я нашел несколько экземпляров черепицы с разными клеймами, но тянуть все это домой не решился, а только лишь сфотографировал эти надписи. Посмотреть на эти снимки можно в прошлогоднем июльском посте «История одного дома».

Недавнее посещение старого села Байрак освежило мой интерес к глиняной черепице. На развалинах некоторых домов в этом селе я нашел интересные экземпляры черепицы. Забирать их с собой дело слишком хлопотное, поэтому я вновь ограничился лишь документальными фотографиями, хотя уже начинаю подозревать, что в когда-нибудь я отправлюсь туда с ручной тележкой и увезу оттуда десяток-другой черепиц, хотя где хранить все это добро дома я еще не придумал.

Приведу здесь упомянутые выше фотографии, сделанные в Байраке.

Клеймо:
Г.В. СУВОРОВЪ
НЬЮ-IОРКЪ ЕКАТ. ГУБ.

Приведу здесь краткие пояснения к этим сокращениям. ЕКАТ. ГУБ. – Екатеринославская губерния. Что же касается надписи НЬЮ-IОРК, то это название небольшого городка, который в наше время называется Новгородское и входит в состав города Дзержинска как поселковый совет. Переименован он был только лишь в 1951 году, а историю такого необычного названия проследить довольно трудно. По одной из легенд, назван он так был из-за американца-промышленника поселившегося в тех местах. Выходит, что до середины ХХ века у нас был собственный Нью-Йорк, так же как в США есть собственная Москва, Питер и т.д.

Клеймо:
В.С. МАЛАШКО
СТ. ОЧЕРЕТИНО

Клеймо:
СТ. СКОТОВАТАЯ
ЮЖНЫЙ ЗАВОДЪ

Клеймо:
Я.А. УНГЕРЪ
НЬЮ-JОРК.

Процесс поиска нужной черепицы (май, 2007). Выбрать одну черепицу из множества имеющихся тяжело, так как почти вся она битая, приходится сравнивать и отдавать предпочтение наиболее сохранившимся экземплярам.

Теперь осталось смазать колеса старой ручной тачки и отправляться в степь за сокровищами, хотя можно поступить и более цинично – поехать туда на машине.

Места, объекты и пр.

Авдеевка (1) автодорога Н-20 (7) Артемово (2) Артемовск (4) Архангельское (1) архив (1) Байрак (10) Белокузьминовка (2) Верхнеторецкое (2) видео (1) Водобуд (6) Гольма (3) Горловка (45) Дебальцево (5) Дзержинск (2) ДК (2) Донецк (2) Дружковка (1) Енакиево (3) ж/д (6) Жованка (2) Зайцево (2) Заря (1) знаки (3) Иванополье (1) Калиново (2) Карло-Марксово (2) карты (43) Киев (1) Кирово (2) Клебан-Бык (пос.) (1) Клещеевка (2) кольцо (11) Константиновка (2) Краматорск (1) Курдюмовка (2) Леонидовка (1) Лозовое (4) Луганск (1) Луганское (2) Майорск (2) Макеевка (3) Мироновский (1) Новгородское (22) Новобахмутовка (1) Новокалиново (1) Новолуганское (3) Новоселовка (1) НРК (2) Очеретино (4) панорамы (9) пешком (42) Плещеевка (1) Правдовка (2) превью (6) природа (2) Розовка (1) Романовка (1) Светлодарск (4) Спартак (1) Сухая Балка (2) трип (62) Троицкое (1) Углегорск (2) Углегорская ТЭС (2) черепица (2) Щербиновка (1) экология (3) Ясиновка (1) abandoned (25)