В прошлый раз я подробно описал перипетии прибытия в Байрак и посещение Вознесенской церки, на сей раз опишу короткое путешествие по улицам этого старого села.
Прежде всего, внимание привлекает большое количество колодцев, которые активно используются местными жителями, наверное, здесь серьезные проблемы с центральным водоснабжением. Вот колодец, находящийся возле Вознесенской церкви.
Обычное оцинкованное ведро исправно служит и даже не думает ржаветь.
В центре села имеется некое подобие площади, где и находятся церковь, почта (сегодня закрытая), магазин и конечная остановка автобуса, что служит едва ли не единственной связующей нитью с городом, хотя при желании можно пройтись пешком до поселка шахты им. Калинина, где с общественным транспортом ситуация получше.
Развалин домов непосредственно возле площади нет, хотя один из брошенных домов уже прилично обветшал.
Местность тут холмистая, изрезанная балками, поэтому одновременно обозреть все село не представляется возможным. Под рукой нету карты, так что наугад выбираем одну из улиц, выходящих на площадь, и тут же ныряем в сельскую жизнь. Дома здесь почти все старые, предположительно сложенные из песчаника и обмазанные глиной, кирпичных домов мало. Здесь сразу же осознаешь ту пропасть, что лежит между городом и селом, между индивидуалистическим восприятием хозяина, у которого есть свой дом и свое хозяйство, и восприятием человека, который вырос в безликих городских домах из бетона и стали, запертый в четырех стенах квартиры. Каждый дом в селе неповторим и индивидуален, особенно это заметно в различных деталях, например, в оконных ставнях. И пусть не все они вычурно сложны, но найти повторяющиеся очень сложно. В отличие от советского города, в селе не боятся асимметрии, вот и у этого дома ставни несколько отличаются друг от друга.
Это дом по улице Астахова, 68. Интересно было бы узнать, в честь кого названа эта улица.
Неподалеку от предыдущего дома, на противоположной стороне улицы в зарослях лежит старый телевизор. Сегодня он показывает небо и мое блеклое отражение.
При наличии фантазии и нескольких моделей, можно было бы снять неплохой сюжет. Например, найти развалины дома, лишенного крыши, и, поставив посреди пустой комнаты под открытым небом телевизор, усадить вокруг него нескольких человек в ярких одеждах, получив, таким образом, некий фотографический анахронизм, сосредоточенный на различиях трех эпох (старого дома, телевизора и современности). Идея, в общем-то, не новая и подобные снимки я уже видел, но при должном уровне реализации замысла и технического исполнения они всегда интересны. Нынче я еще не дозрел до качественных постановочных снимков, ограничиваюсь деталями.
В низине проходят какие-то водные коммуникации. Ржавая труба слегка течет, поэтому здесь есть своя маленькая радуга.
Поднимаясь по той же улице на противоположной стороне балки, замечаем бабушку с внучкой. Хорошо, что даже в таких местах жизнь не угасает окончательно и здесь есть маленькие дети. Проходим мимо, внучка что-то рассказывает бабушке с серьезным видом. Маленькие дети везде одинаково милы. Останавливаюсь, чтобы сфотографировать их со спины.
Проходим с десяток метров, делаю еще одно фото. Дорога эта выложена камнем, но за долгие годы от него остались лишь островки брусчатки. Удачи тебе, девочка в розовой куртке, и твоей бабушке тоже!
Жизнь в здешних местах еще не умерла окончательно, хотя больше половины домов брошено, а часть уже превратилась в развалины. Но есть и такие дома, где жизнь не остановилась. Этот дом оббит толем, что обычно делают перед тем, как обложить стены кирпичом.
Возле калитки на заборе этого дома вместо почтового ящика весит рукомойник. Возможно, хозяева любят, чтобы посетили мыли руки перед тем как войти во двор, выглядит этот рукомойник довольно причудливо.
Еще пара десятков метров вверх по улице и я оборачиваюсь, чтобы осмотреться. Чувствую внутри спокойствие и уверенность в том, что жизнь в этих местах только замерла, чтобы затем расцвести пуще прежнего. Как здесь, все-таки, красиво.
Скоро улица эта заканчивается, так что возвращаемся назад, чтобы пойти в другом направлении, перпендикулярном первому. Люди здесь спокойные, жизнь для них течет своим неспешным чередом. По дороге встречаем мальчика, который бесхитростно здоровается с нами, незнакомыми ему людьми. Он еще не испорчен и не стал социальным зверем, здороваемся с ним в ответ.
Вторая улица оказалась намного длиннее первой, здесь имеется на что посмотреть. Брошенных домов попадается все больше, есть здесь и такие свидетели истории, как каменные жернова ручных мельниц. Мне и раньше приходилось встречать такие каменные "шестеренки", но о том, что это мельничные жернова, я узнал не так давно. Пользоваться ними перестали еще в начале XX века, так что теперь это просто камни причудливой формы. Подумываю о том, чтобы со временем обзавестись одним из таких жерновов, только вот забрать такой артефакт себе домой затруднительно по причине большого веса.
Дома здесь по-своему уникальны, внимание привлекают красивые деревянные украшения на ставнях и оконных рамах, однако этим деталям я позже посвящу отдельный рассказ. Некоторые дома полностью обшиты деревом и тогда хозяин не ограничивается (или не ограничивался?) оконными украшениями. Можно встретить такие вот деревянные украшения, сделанные, по всей видимости, при помощи токарного станка.
Или такой вот кубок.
Каменная кладка из песчаника неповторима. Я всегда восхищаюсь этой импровизацией, застывшей в каменной стене.
Здесь же можно вспомнить и о табличке с номером, фотографию которой я разместил в одном из последних постов. Это номер дома одного из разрушившихся домов, у которого нынче нету даже крыши. В другом месте, отстоящем от этого на 30-40 километров, я как-то хотел взять себе на сохранение табличку с названием улицы у одного из брошенных домов, но кто-то забрал ее в перерыве между моими посещениями того места, так что сей замысел остался нереализованным. И увидев на одном из разрушенных домов в Байраке плохо закрепленную табличку с номером дома, я вспомнил о том давнем своем чаянии. Только вот незадача, табличка лишь казалась плохо закрепленной, на деле она все еще крепко держалась на стене дома при помощи трех гвоздей. Пришлось даже вооружиться импровизированным рычагом и взобраться на оконную раму, в которой давно уже не было стекол, чтобы спустя пять минут усилий заполучить сей артефакт в свои руки, ежесекундно рискуя вместе с рамой свалиться внутрь дома или же рухнуть в кустарник возле его стены. Прилично выпачкавшись, я все же завладел такой желанной табличкой, которая теперь украшает мою комнату наряду с уже имеющимися глиняными черепицами.
После нескольких часов внимательного осмотра мы так и не добрались до конца села, а солнце уже начало клониться к горизонту. Пора возвращаться домой, потому как нам неизвестно до которого часу ходит тот единственный автобус, что доставил нас сюда с конечной другого маршрута.
Не спеша возвращаемся назад к остановке. В церкви была какая-то служба или же сегодня церковный праздник – из ее ворот посыпали женщины разных возрастов, в основном пожилые, хотя есть и две молодые девушки, одна из которых выглядит прилично, а другая уродлива или же пытается такой выглядеть, благо «бабушкин» платок и три подбородка ей в этом деле сильно способствуют. Через 10-15 минут ожидания заветный автобус подъезжает, проникаем внутрь, чтобы сесть на заднем сидении. Перед нам как раз располагается та не слишком красивая девушка 25-28 лет, и к ней подсаживается какой-то служитель Вознесенской церкви. Возможно священник, о чем говорит его борода, да и при посещении церкви я видел его входящим за алтарь. Священник начинает клеить исусопоклонницу, предлагает ей конфеты, возможно что церковник практикует «тестовое» искушение, проверяя свою стойкость, правду нам вряд ли возможно узнать.
Через 10 минут медленной езды по ухабистой улице, все еще располагающей асфальтовым покрытием, попадаем на конечную автобуса, который отвезет нас прямиком домой. День истории и откровений подходит к концу.