Пришло время обратиться к тем деталям, которые, будучи сложенными вместе, значительно влияют на общее представление о том, что же это за село такое, Байрак. И если предыдущие два рассказа практически не обращались к исконной сути этого поселения, то в этот раз я покажу те самые детали, от которых внутри что-то замирает, а мир вокруг обращается самое меньшее на столетие назад.
Времени в это первое посещение сего старинного места было очень мало, так что заходить в каждый из брошенных домов не имело смысла, посему мы провели первоначальный осмотр нескольких улиц, при этом я фотографировал исключительно лишь окна, ставни и рамы, редко обращая свое внимание на что-либо другое. Потому здесь я приведу наиболее красивые из увиденных окон-рам-ставен, с редкими комментариями. Слова здесь и вовсе излишни, ибо я не историк и не специалист столярного дела, я лишь праздный созерцатель этой истинно народной красоты.
Вообще-то это не совсем дом, а склад угля, но окно сие, пусть и закрытое, мне очень понравилось, отчасти благодаря каменной кладке из песчаника.
Совершенно особое место. По всей видимости, дом этот уже давно пустует, но крыша его еще относительно цела. Этот угол дома, частично заросший виноградом, привлек мое внимание из-за выцветшей краски, так что оконные рамы и ставни стали того же цвета, что и сам дом.
Тот же самый дом, что легко угадывается по деревянным украшениям оконной рамы, только это окно, в отличие от предыдущих, еще сохраняет следы зеленой краски.
Гармоничное сочетание насыщенного цвета зеленой краски оконных ставен и выбеленной известью стены, сплошь покрытой сетью едва заметных трещин.
Эта пара окон уже была в кадре в предыдущем посте. Улица Астахова, дом 68, таков адрес этого дома. Ставни у него не слишком затейливы, но внимание обращает то, что горизонтальные деревянные рейки на одном окне образуют угол в менее чем 180°, а на другом окне угол, образуемый соответствующими рейками, несколько превышает 180°. Быть может, это простая случайность или влияние времени, но, возможно, это сделано намеренно.
Здесь современная кирпичная кладка сочетается со старым деревянным окном. Не лучший вариант, да и стена эта сильно потрескалась.
Этот дом, в отличие от большинства предыдущих, не брошен. Наверное его хозяин любит яркие цвета, смотрится он очень нарядно.
Брошенный дом, возле которого я нашел каменные мельничные жернова. Незамысловатые украшения рамы и ставен, но есть в этой простоте и что-то загадочное.
У этого дома нету крыши, потому сквозь стекла изнутри светит яркий свет (сам я находился в тени от стены). Красивые рамы у окон этого дома, жаль что он доживает свои последние годы и скоро сравняется с землей.
Еще один дом без крыши с изумительно красивыми рамами голубого цвета.
Этот дом тоже брошен, крыша его сильно деформировалась и вот-вот рухнет. Наружные стены целиком обшиты деревом, так что здесь красили не только рамы и ставни, но и всю поверхность стены.
Этот дом запомнился мне не столько ставнями, сколько своей летней кухней, сплошь заросшей виноградом. Еще весна и зелень не украсила это буйство побегов, потому летняя кухня выглядит очень необычно, вся оплетенная побегами, жаль только, что сфотографировать это не удалось, освещение было слишком неподходящее.
После посещения этого села я подумал, что никогда более мне не захочется повидать музейное Пирогово. Слишком уж надумано смотрятся искусственные музейные села, все это напоминает винегрет. Намного интереснее знакомиться с украинской архитектурой непосредственно в настоящих старых селах. И пусть здесь нету парочки обветшавших мельниц, но внутренние впечатления несоизмеримо сильнее тех, что я получил в Пирогово пару лет назад.
Украинское село неповторимо, и это наше недолгое с ним общение напомнило мне потрясающие картины Марии Приймаченко. Эти дома искренни и полны смысла в той же мере, как и картины этой выдающейся украинской художницы.