Есть такие места, о которых ты слышал не раз, но воочию увидеть никак не удавалось. И здесь я говорю лишь о местах, находящихся от твоего жилья на таком расстоянии, что посещение и обратный путь домой не займут более одного дня. Выходные как нельзя лучше подходят для такого небольшого путешествия, главное лишь правильно настроиться и приготовиться к предстоящим открытиям. Одним из таких мест для меня всегда был Байрак.
Я слышал о Байраке много раз, даже более того, я сотни раз бывал в местах неподалеку, но вот оказаться непосредственно в этом загадочном селении мне доселе не приходилось. Так что же такое Байрак? Обратимся к интернету.
Из статьи «Откуда есть пошли города Донецкие» Ирины Шевченко можно почерпнуть следующее.
Источник: http://h.ua/story/80611/
Вот прогоним татар...
Легенда рассказывает, что в 1695 году молодой московский царь Петр Первый, чтобы получить выход к южным морям, решил освободить южные пределы своего государства от татар и предпринял первый Азовский поход.
Где-то в Донецких степях, на пути к Азову, остановился он на привал. Разожгли костры. Петр устроился возле одного из них вместе с солдатами. А тут привели двух казаков с интересным минералом.
- Показывайте, что принесли?- Земляное уголье!Петр бросил камни в костер. Вскоре они затрещали, загорелись ярким пламенем.
- Добро, - сказал царь. - Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет. На нем руду плавить, железо варить можно будет. Вот прогоним татар да турок, поставим тут города, оживет степь...
Тот первый поход был для Петра неудачен. Возвращался он удрученным, но полным новых планов. Сопровождал царя небольшой отряд солдат и казаков. Показался буерак - овраг, заросший молодым лесом. Завидев там казачьи землянки, Петр решил остановиться, передохнуть после пути. Вдруг, словно из-под земли, вылетели татары. Завязался жестокий бой. Вскоре татары не выдержали натиска русских и бросились бежать.
Весть о том, что царь Петр татар побил, быстро разнеслась по степи, по всем зимовникам. В память о той победе буерак прозвали Государевым. Так и повелось с тех пор - Государев Буерак (Байрак).
Эту историю (или легенду) я слышал и раньше, возможно в школе на уроках природоведения. Хорошие были уроки, которые рассказывали о Родном Крае, а в шкафах возле задней стены класса хранились бесценные богатства в виде кусков угля с отпечатками листьев папоротника, киноварь, большие кристаллы соли и много еще чего интересного.
Одной из официальных дат основания Байрака согласно Википедии считается 1754 год, т.е. на 60 лет позже исторических событий, связанных с посещением здешних мест Петром I. Фактически, возраст этого поселения превышает 250 лет, что, по местным меркам, является весьма солидным. История своего города всегда так или иначе интересовала меня. Один из друзей моего брата Вячеслав Сусликов стал историком (в настоящее время он уже кандидат исторических наук), так что мне всегда было к кому пристать с расспросами и узнать что-нибудь интересное. Не так давно Вячеслав поведал мне о том, как можно без лишних телодвижений добраться до этих сокровенных исторических мест, потому как ранее я знал лишь два способ туда попасть – пройти 10 километров пешком или же проехаться на электричке (точнее говоря на дизеле, так как железная дорога в тех местах не электрифицирована).
Формально, Байрак относиться к Горловке, в былые годы расцвета город постепенно поглотил поселки на окраинах, так что четкой границы между поселком шахты им. Калинина и собственно самим Байраком не существует. Ездить в пределах такого небольшого города на электричке не очень-то удобно, отчасти это препятствовало моему посещению этих мест все эти годы. Теперь же, узнав о том, как попасть в Байрак на автобусе, я решил, что пришло время реализовать свое давнишнее желание посмотреть на самый старый поселок города своими глазами.
Начало весны выдалось в этом году пасмурным и холодным, но воскресное мартовское утро радовало солнцем, хотя было скорее холодно, нежели тепло. Встретившись со своим другом Алексеем на остановке, мы отправляемся на одну из самых дальних окраин города – шахту им. Калинина.
Приехав на конечную первого из транспортных средств, что доставят нас в Байрак, шахту им. Калинина, осматриваемся. Места здесь не слишком позитивные, везде царит запустение и усталость, а в развалины тут превращаются не только здания, но и люди. В одном из имеющихся ларьков покупаем пару банок пива, заодно узнаем у продавщицы о том, каким автобусом нам следует добираться непосредственно до Байрака. Через 20-30 минут праздного ожидания нужный автобус появляется вдалеке, пора отправляться. Сам-то я никогда в этих местах не был, поэтому не имею ни малейшего представления о расстояниях между поселками в этой части города. Что-то подсказывает, что дорога будет долгой, поэтому устраиваемся на сиденьях обшарпанного «пазика» поудобней. Через пару минут этот советский сарай на колесах трогается и мы принимаемся сосредоточенно смотреть в окна. Пейзаж за ними постепенно меняется, о городе ничего не напоминает – за окнами мелькает одноэтажная застройка и старые дома, часто перемежающиеся развалинами. Автобус медленно ползет по узким извилистым улочкам, останавливаясь по требованию своих немногочисленных пассажиров. Через каких-то десять минут приезжаем на некое подобие площади, все начинают выходит, выходит это и есть конечная, хотя внутренне я ожидал еще минут 20-30 неторопливой езды. Вот и Байрак, добрались.
С высоты спутникового полета Google Maps это место выглядит следующим образом:
В центре карты видно крестообразное здание – это Вознесенская церковь, одна из самых старых в области. В интернете нахожу информацию об этой церкви.
Источник http://www.gorlovka-vedi.com.ua/index.php?option=...
Старейшая церковь современной Горловки - церковь Вознесения Господня в селе Государев Боерак приняла прихожан в 1793 году, а церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Зайцево - в 1795 году. Храмы первой постройки были деревянными, а в 19-м веке их заменили каменными. Имена зодчих, к сожалению, не известны, но Покровский пятикупольный храм был украшением всей округи и гордостью жителей села. Уникальность церковного здания состояло также в том, что оно было построено из «дикуна» - местного песчаника. Потомки старожилов передают из поколения в поколение состав раствора, скрепившего камень. Он оказался настолько прочным, что стены не смогли разрушить при уничтожении церкви в 1930-е годы. Тогда же были сняты купола и колокола Вознесенской церкви в селе Байрак. Частично она была восстановлена в середине 1950-х, а в 1980-е была построена колокольня и произведен капитальный ремонт, благодаря стараниям исполнявшей почти двадцать лет выборную должность церковного старосты Ольги Андреевны Голубцовой.
Без куполов церковь выглядит блекло. В городском музее я видел старый снимок, на котором эта церковь была в своем изначальном виде. Возможно, когда-то купола восстановят, главное, чтобы они выглядели в точности как прежние.
Не прошло и пяти минут после нашего прибытия, как начинает моросить дождь. Я уже давно ничего не фотографировал, но в этот раз решил размяться после зимних съемочных авитаминозов и взял фотоаппарат с собой, только вот при такой погоде не то что снимать, даже просто передвигаться крайне неприятно – дождь начинает усиливаться, да еще поднимается сильный ветер.
Пытаясь укрыться от ненастья, прилипаем к одной из внешних стен подсобного здания церкви, а дождь, тем временем, постепенно начинает превращаться в снег с градом. Мне холодно и настроение уж никак не радужное. Какой-то пиздец с погодой в начале марта в этих краях, причем традиционный. Достаю фотоаппарат из кофра, чтобы сделать ничего не значащий снимок "я-был-здесь-в-этот-день".
Снежинки смазываются в кадре длинными следами белых соплей. На объективе поселяется множество капель, на куртке их количество уже и вовсе не сосчитать, все это подсказывает, что сегодняшнее путешествие закончилось, даже и не посмев начаться. Решаем вернуться домой и медленно бредем на остановку. Делал эту остановку какой-то долбоеб, потому как высота у нее метра три, а глубина всего метр, поэтому снегодождь, который почти никогда не бывает здесь отвесным, с удовольствием поливает наши несчастные тела. Решаем переместиться за остановку, задняя стенка которой служит отличным укрытием от ненастья. Для поднятия пошатнувшегося настроения откупориваем припасенное ранее пиво.
Тут же наше внимание привлекает расположенный неподалеку от остановку магазин или его же подобие, в основном по той причине, что магазин этот располагает приличным навесом. Плавно перемещаемся под него. Магазин этот типично сельский атрибут – под навесом имеется столик с двумя лавками, так что магазин сразу превращается в кафе. Решаем заглянуть на огонек в это "кафе", проще говоря, заходим внутрь магазина, чтобы купить еще пару банок пива. В магазине здесь по-свойски, можно купить как сметану или кефир, так и новое жестяное ведро, если старое прохудилось или его с вечера увели пьяные соседи. Кроме того, в холодильнике здесь имеется пицца быстрого приготовления, а на вопрос о возможности ее разогрева при помощи микроволновки, продавщица утвердительно кивает. Амсторы и прочие ему подобные супермаркеты со всем своим пидористическим персоналом, вооруженным швабрами, дубинками и кассовыми аппаратами, но лишенным мозгов, отсасывает у этого милого сельского магазинчика по-полной. Что и говорить, спасены от холода, голода и дождя, а это уже что-то. Под навесом сухо, есть горячая пицца, которая в таких условиях даже кажется терпимо съедобной и пару банок пива от все той же Оболони. Жизнь начинает налаживаться, а внутренности согреваться, хотя руки все еще неуверенно держат фотоаппарат, потому и следующий снимок несколько смазан.
Велосипед слева конечно не наш, просто местные жители приезжают в магазин кто на чем горазд. В ходу велосипеды, мопеды, мотоциклы, а изредка используется и пеший ход. Замечу, что никакого замка хозяин не предусмотрел, все основано на доверии (ну спиздят его какие-то местные барыги, покатаются с полчаса и вернут обратно, что еще делать-то с ним, если все как на виду), где в городе такое встретишь... Нет, не город это, Байрак – это село. Со всеми плюсами и минусами сельской жизни. Для того кто здесь не живет, плюсов по первым впечатлениям больше, для местных же все наоборот
После первой пиццы желудок настойчиво требует еще одной, что тут же и выполняется. В итоге две пиццы и две банки пива серьезно меняют сегодняшнее мироощущение, тем более что дождь постепенно сходит на нет и землю озаряют неуверенные солнечные лучи. Потребленная жидкость проситься наружу, но отходить за угол не требуется, здесь все предусмотрено! Магазин позаботился о своих покупателях и возвел рядом первоклассный кирпичный сортир с красной дверью, призывно манящей жаждущего очищения человека. Отправляюсь туда на пару минут и я, не забыв при этом сие место запечатлеть.
Внутренний мир настроен как следует, снег и дождь уже прекратились, можно отправляться осматривать округу, причем первой в списке значится Вознесенская церковь, что расположилась в десятке-другом метров от чудесного магазина с навесом. Туда мы и направляемся.
Так выглядит церковь со стороны остановки. Куполов, как я уже упоминал, нет, все претензии к раннему совку. Символический забор напоминает о тех временах, когда люди были более добры друг к другу, нежели сейчас.
Через открытые ворота проходим во двор. Стесняться здесь нечего, в конце концов, это "храм божий" и денег с тебя здесь никто не попросит. От места этого веет древностью, пусть я негативно отношусь к христианству, но признать историческую ценность церкви способен, поэтому отношусь к таким объектам с большим почтением.
Во дворе церкви находятся какие-то старые могилы, вот одна из них.
Прочесть надпись тяжело, я смог разобрать лишь письмена первой строки «здесь покоится».
Обходим церковь кругом (главный вход находится с противоположной стороны). Церковь эта действующая, так что можно беспрепятственно попасть внутрь, хотя с непривычки мы мнемся около дверей пару минут, не решаясь войти. В итоге оказываемся внутри, где в передней нас встречает какая-то женщина, по всей видимости из церковных, с вопросом "Чем я Вам могу помочь?". Отвечаю, что мы приехали из города, чтобы посмотреть церковь, что, в общем-то, можно назвать правдой. Служительница впускает нас в главное помещение и поясняет где находятся наиболее редкие и старые иконы, которым следует уделить особое внимание. Параллельно тут проходят крестины (в народе, как известно, почитают старые церкви, пусть они и не выглядят так внушительно как более новые). Внутренне помещение довольно большое, сплошь украшенное иконами, большинство из которых написаны красками, в отличие от той свежей полиграфической хуйни, которую развешали в Свято-Преображенском кафедральном соборе в Донецке. В ходе осмотра оставляю немного денег в количестве 7 грн 50 коп. в жертвенных ящиках. Я с христианским богом за осмотр его храма расплатился, все по-честному.
На выходе благодарим впустившую нас женщину, за что она рассказывает нам немного об истории церкви, которая и вправду оказывается одной из старейших в области. По ее словам в 1924 году отмечали столетие этой церкви, хотя еще до ее постройки, на месте могил во дворе, лет 40-50 существовала деревянная церковь. В сумме выходит никак не меньше двухсот лет истории, есть о чем призадуматься.
Выходим за главные ворота церкви, и я делаю несколько снимков, чтобы запечатлеть нынешний ее вид.
Главные ворота.
Еще один ракурс.
Отойдя чуть поодаль, делаю последний из сегодняшних снимков Вознесенской церкви.
Программа-минимум на сегодня выполнена, можно отправляться осматривать само село, но об этом я расскажу уже в следующий раз.