Лишнего не пишу. Только трипы и редкий abandoned.

понедельник, 23 июля 2007 г.

История одного дома

Был ли у самого крайнего дома самой крайней улицы номер? Трудно сказать...

Улица Олеко Дундича (кто такой Олеко Дундич я понятия не имел, пока не нашел в интернете, что это сербский коммунист, участвовавший в Гражданской войне в России в начале XX века на стороне революционеров) вьется по склону одного из степных холмов и является, по всей видимости, самой дальней улицей моего города в его западной оконечности. Не раз я ходил по этой улице, так далеко и смело вытянувшейся в бесконечные степные просторы Донбасса. Для городского жителя улица эта необычна. Встречая запахами навоза и сена, она затягивает тебя, готовя к встрече с местными жителями. Люди здесь приветливы и дружны, глаза детей светятся доверием и любопытством, девушки ходят по улице в домашних халатах и шлепанцах, а возле каждой калитки стоит небольшая лавочка, которая по вечерам становится местом встреч и обсуждений. Сами же калитки редко когда увидишь закрытыми, и перед любопытным взором предстает иная жизнь. Вот слышен плач младенца - молодые родители купают его во дворе в старомодном стальном корыте с плоским дном. Недавно прошли дожди и на дороге много луж - маленький человечек пяти-шести лет от роду сосредоточенно отправляет свои деревянные кораблики в большое плавание, быть парню инженером! Много интересного и поучительного увидишь здесь, если не будишь брезглив и высокомерен, забыв про свои сложные поведенческие ритуалы, привитые городом. А о нем здесь ничего не напоминает, ничего кроме конечной автобусного маршрута, единственного мостика между этим оазисом простодушия и девятиэтажками, призрачно мерцающими вдали. Время здесь замедляется и жизнь идет своим чередом, упрямо сопротивляясь натиску забвения. Заброшенных и разрушенных домов здесь немного, но все же они есть. И вот во двор одного из таких домов ступила моя нога в начале мая этого года. Дом этот был самым крайним, а уже через два поля начинался другой поселок, административно относящийся к Дзержинскому району.

Не сказать, чтобы дом этот был разрушенным, скорее он казался недостроенным, но тем не менее, он был:

Когда я впервые увидел этот дом в мае, как раз была пора цветения. Яблоня, раскинувшая свои ветви над домом была вся в цвету:

А теперь этого дома нет. Да, он исчез, но никакой тайны сей факт не скрывает, так как его исчезновение связано с деятельностью рук людских. Вот каким я увидел это место пару дней назад:

От дома остался лишь фундамент, усеянный обломками кирпича и разным мусором:

А вот яблоня осталась, причем урожай яблок, судя по всему, в этом году будет хороший:

Жаль лишь, что эти яблоки уже некому собирать, и вряд ли это место услышит в ближайшие годы звонкие детские голоса.

Побродив вокруг дома, нахожу старый колодец, стены которого выложены камнем. Вода в нем есть, только вот зачерпнуть ее нечем - глубоко. Всматриваюсь в свое зыбкое отражение на дне, когда еще увидит этот колодец чье-то новое лицо?

На бетонной плите валяется кусок колючей проволоки - терновый венок этого места, страдальчески взирающего на путника не зажившими ранами свежих развалин:

О причинах исчезновения этого дома догадаться просто - подсказкой тому служит аккуратно уложенный кирпич на майской фотографии. По всей видимости, кому-то приглянулись строительные материалы, принявшие форму дома, одиноко стоящего посреди степи. Грустить ли по поводу произошедших метаморфоз, вопрос спорный. Быть может, в своем новом применении эти кирпичи еще послужат людям, но тем не менее мне грустно. Обратив взоры на груду старой глиняной черепицы, подхожу к ней поближе:

Черепица, как противоположность унылым листам серого шифера, всегда мне нравилась. Теперь я могу ее рассмотреть более детально. Некоторые производители оставляли на черепице клеймо, свидетельствующее о месте ее производства. До этого мне уже доводилось видеть черепицу с надписью "EISENACHER ZIEGELEI A.G." (Акционерное общество Айзенахский кирпичный завод), происхождение которой благодаря надписи сомнений не вызывает. Слышал я также от одного историка, что можно найти и черепицу с надписью, содержащей дату ее производства. В одном из самых старых поселков города, Байраке, можно найти черепицу, сделанную в XVIII - XIX веках, однако мне в тех местах побывать пока еще не довелось, хотя интерес к таким старым предметам безусловно велик. Но вернемся все же к исчезнувшему дому. Из груды битой и не очень черепицы я выудил несколько экземпляров с клеймом:

Как видим, надписи на русском языке, и одна содержит букву "Ъ" (ять). Логично предположить, что черепицу эту сделали до революции 1917 года или же в первые годы после нее, так как буква эта из русского алфавита исчезла именно в тот период, а позднее черепица уже вышла из моды, и ее заменил листовой шифер.

Часто прохожу я мимо места, где стоял исчезнувший ныне дом. И каждый раз вспоминаю, как увидел его впервые, ясным майским днем...

Места, объекты и пр.

Авдеевка (1) автодорога Н-20 (7) Артемово (2) Артемовск (4) Архангельское (1) архив (1) Байрак (10) Белокузьминовка (2) Верхнеторецкое (2) видео (1) Водобуд (6) Гольма (3) Горловка (45) Дебальцево (5) Дзержинск (2) ДК (2) Донецк (2) Дружковка (1) Енакиево (3) ж/д (6) Жованка (2) Зайцево (2) Заря (1) знаки (3) Иванополье (1) Калиново (2) Карло-Марксово (2) карты (43) Киев (1) Кирово (2) Клебан-Бык (пос.) (1) Клещеевка (2) кольцо (11) Константиновка (2) Краматорск (1) Курдюмовка (2) Леонидовка (1) Лозовое (4) Луганск (1) Луганское (2) Майорск (2) Макеевка (3) Мироновский (1) Новгородское (22) Новобахмутовка (1) Новокалиново (1) Новолуганское (3) Новоселовка (1) НРК (2) Очеретино (4) панорамы (9) пешком (42) Плещеевка (1) Правдовка (2) превью (6) природа (2) Розовка (1) Романовка (1) Светлодарск (4) Спартак (1) Сухая Балка (2) трип (62) Троицкое (1) Углегорск (2) Углегорская ТЭС (2) черепица (2) Щербиновка (1) экология (3) Ясиновка (1) abandoned (25)